После 15-летнего молчания, в азербайджанской прессе вдруг стала активно муссироваться версия о "геноциде армянами азербайджанского народа" в селении Ходжалы. Тут и трупы с отрезанными головами, выколотые глаза и т.п. Казалось бы, ну и бог с ними: мало ли способов оболванивать собственный народ? Ну, очень хочется Азербайджану иметь свой собственный геноцид (чем они хуже армян?). И какое нам, живущим вне Азербайджана, до этого дело? Однако сейчас истерия по этому поводу вышла на международный уровень, в том числе на американские русскоязычные СМИ. Началось все с того, что в одной из нью-йоркских газет была напечатана статья известного в русскоязычной прессе журналиста. К статье прилагалась фотография с трупами двух детей. Для меня, как человека с нормальной психикой, абсолютно все равно, кто эти дети: армяне или азербайджанцы. Смерть - всегда трагедия.
А шабаш поднялся именно из-за "дележки" убитых детей.
Сразу скажу, что, как бывший бакинец, родившийся и проживший большую часть жизни в Баку, я хорошо знаю азербайджанцев и считаю их достаточно хорошими, гостеприимными людьми. Во всяком случае, они не хуже любого другого народа. У меня до сих пор много друзей среди них, в том числе в Нью-Йорке. Поэтому убежден, что, в том, что произошло в Сумгаите и Баку, вина не всего азербайджанского народа, а политиков. И не только азербайджанских. Кому-то очень нужна была кровь, чтобы превратить два народа во врагов.
Как же все это начиналось хронологически?
80-е годы. Начало так называемой горбачевской перестройки. Карабахцы, как исторические аборигены этой земли, воодушевленные лозунгами о свободе, идущими из Москвы, изъявили желание выйти из-под контроля Азербайджана. Сейчас этим никого не удивишь. Взять тех же Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, Косово... Или ту же Югославию, которая распалась на шесть суверенных и независимых государств, или тот же СССР - на 15 государств. Такие вопросы в большинстве регионах решаются путем переговоров, компромиссов. Или референдумом. Как в Канаде, где франкоязычная часть страны периодически требует отделения.
Азербайджанские же политики избрали другой путь, наиболее непродуктивный: путь войны. Почему? Да потому, что провалился план тихого "демографического" решения карабахской проблемы: выдавливания армян из Карабаха. Вторая причина - на волне карабахского конфликта создать благоприятную обстановку для прихода к власти новых политиков. Что было дальше - известно: карабахский народ выиграл войну и провозгласил свою независимость. Добился ее де-факто, хотя де-юре Карабахская республика пока не признана. Даже Арменией. Этот краткий экскурс в недалекое прошлое приводится только для того, чтобы подойти к вопросу о Ходжалы.
Что такое Ходжалы? Это заселенное азербайджанцами когда-то также армянское селение, расположенное в 12-15 км. от Степанакерта (Карабах). О численности населения Ходжалы в канун армяно-азербайджанского конфликта и дальнейших жертв данные разнятся. Вначале, сразу после трагедии, СМИ Азербайджана иТурции называли 4000 убитых, 2000 заложников, 1000 "сожженных в свинарнике". Выступая на Совете ОБСЕ в декабре 1993 г., министр иностранных дел Азербайджана заявлял о 800 убитых. Затем госсекретарь по национальным вопросам И.Оруджев назвал число жертв - 600. Наконец, известный правозащитник Ариф Юнусов в бакинской газете "Зеркало" в июне 1992 г. пишет, что в Ходжалы находилось 300 жителей. Лично для меня не имеет значения число погибших: даже если один человек - это уже трагедия.
Важно другое: почему и по чьей вине произошло это преступление? Наравне с Агдамом (другой населенный пункт, где дислоцировались азербайджанцы), Ходжалы являлся одним из главных опорных плацдармов азербайджанской армии. Оттуда, с весны 1991 г., постоянно и беспощадно обстреливался артиллерией и реактивными установками "Град" Степанакерт. Причем обстреливались жилые кварталы города, т.е. мирное население. Начался голод, т.к. Карабах к тому же был блокирован по периметру. Не было горючего, медикаментов... Единственной ниточкой, связывающий Карабах с внешним миром, был степанакертский аэропорт, но и он попадал в зону обстрела. Общеизвестно, что Карабах никогда, подчеркиваю, никогда в своей истории не проявлял агрессии против кого-либо, не захватывал и не претендовал на чужие земли, он только защищал свою, когда появлялась в этом необходимость. И в данном случае карабахцам не нужен был Ходжалы как предмет захвата. Военная операция была вынужденным ответом на агрессию азербайджанской стороны и во имя спасения собственного народа.
Более того, планируя окружение и захват Ходжалы, армяне за 2 месяца предупредили Баку о том, что открыт "коридор" для вывода мирного населения Ходжалы в безопасное место. До штурма по радиосвязи было также предложено азербайджанским силам в Ходжалы вывести из поселка мирное население. Через громкоговорители об этом информировались и сами жители Ходжалы. Однако азербайджанскими властями никаких мер по эвакуации не предпринималось. В интервью "Независимой газете" экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов подтвердил, что... "нападение на Ходжалы не было внезапным" и "коридор, по которому люди могли уйти, армянами был оставлен". Тамерлан Караев - бывший председатель ВС Азербайджана в бакинской газете "Зеркало" в апреле 1992 г. сообщал: "... я обращался к президенту, к руководству МВД и просил принять необходимые меры. Каждые 2-3 часа меня уверяли, что вертолеты уже вылетели и вот-вот долетят до Агдама". 23 февраля мэр Ходжалы Эльман Мамедов лихорадочно звонил в Агдам, прося прислать вертолеты для вывоза стариков, женщин и детей, но "помощь так и не пришла".
Операция по подавлению огневой точки и уничтожению военного опорного пункта азербайджанцев началась 25 февраля 1992 г. в 23.30 и завершилась 26 февраля в 3 часа утра. К сожалению, были жертвы среди мирного населения, но никакого "геноцида" не было. Кстати, о самом понятии слова "геноцид" в данном контексте. Не может быть геноцида одного села. Геноцид совершается, как правило, в мирное время, когда жертв убивают в своих домах одновременно по всей стране, чтобы одномоментно решить "национальный вопрос" какого-то народа, как это было с армянами в Османской Турции или с евреями, подвергшимися Холокосту. Их выгоняли из домов на всей оккупированной территории, чтобы потом отправить в крематории. В обоих случаях это тоже делалось на фоне войны, но уничтожались люди не на передовой, а безоружные и мирные. В случае с Ходжалы тоже шла война, и это была одна из военных операций. В Ходжалы находились не только азербайджанцы, но и турки-месхетинцы, и армяне-заложники. В конце-концов, не называют же бомбежку Сталинграда во Второй мировой войне "геноцидом русского народа".
Так все-же, кому была выгодна трагедия в Ходжалы?
Р.Гаджиев - член правления агдамского отделения Народного фронта Азербайджана: "Мы могли бы помочь ходжалинцам, были и силы, и возможности. Но руководители республики хотели показать народу, что у них силы нет и снова призвать на помощь армию СНГ, подавив с ее помощью и оппозицию", ( "Известия", апрель, 1992 г.).
А. Муталибов - экс-президент Азербайджана: "Было очевидно, что расстрел ходжалинцев был кем-то организован для смещения власти в Азербайджане"( "Новое время", март 2001 г.). Он же: "Коридор, по которому люди могли бы уйти, армянами все-таки был оставлен. Зачем же им тогда стрелять?" ( "Независимая газета", апрель, 1992 г., его сенсационное интервью чешской журналистке).
Тамерлан Караев - бывший председатель ВС Азербайджана: "Трагедию осуществили власти Азербайджана: конкретно - кто-то из высоко сидящих" ("Мухталифат", апрель, 1992 г.).
М.Сафароглы - журналист: "Ходжалы занимал важное стратегическое положение. Потеря Ходжалы означала политическое фиаско для Муталибова" ("Независимая газета", февраль, 1993 г.).
Я.Мамедов в интервью азербайджанскому телевидению заявил, что ему хорошо известны те, на чьей совести ходжалинская трагедия. Речь шла не об армянской стороне ("Огонек", №14-15, 1992 г.).
Виталий Баласанян - генерал-лейтенант, бывший замминистра обороны НКР прямо заявил, что мирные ходжалинцы должны были быть выведены из зоны боевых действий своими же сельскими властями, и об этом были в курсе все заинтересованные стороны.
Виктор Кривопусков, в качестве начальника оперативно-следственного штаба от МВД СССР, непосредственно принимавший участие в драматических событиях в Нагорном Карабахе: "... Я более чем уверен, что это - провокация азербайджанских спецслужб в угоду определенным силам. Сейчас много дезинформации по этому поводу".
А что же насчет отрезанных у трупов голов и выколотых глаз? Чешская журналистка Яна Мазалова, оказавшаяся, по недосмотру азербайджанцев в обеих группах представителей СМИ, которым демонстрировали "оскверненные армянами трупы" (с разницей в два дня), заметила существенную разницу в их состоянии. В первый раз, сразу после трагедии, Мазалова не увидела каких-либо следов изуверств на трупах. Во второй раз, пару дней спустя, журналистам показали там же и те же трупы, но уже обезображенные. То же самое заснял на камеру и оператор Чингиз Мустафаев. Мустафаев начал независимое расследование. Однако, после своего сообщения информационному агентству "ДР-Пресс" в Москве о возможной причастности азербайджанской стороны к преступлению, был убит недалеко от Агдама при не выясненных до сих пор обстоятельствах.
Необходимо отметить, что в день операции в Ходжалы находились 47 армян-заложников, однако после освобождения Ходжалы их там осталось всего лишь 13. Остальные 34 были увезены азербайджанцами в неизвестном направлении. Известно только одно: их вывезли из села, но до Агдама, который контролировался азербайджанцами, не довезли. Как потом писал Георгий Деев, "очевидно, что те, кто хотел создать видимость осквернения трупов армянами, обезобразили, в первую очередь, именно тела заложников-армян, чтобы их невозможно было идентифицировать. Именно с этой целью со многих трупов была снята верхняя одежда, именно по этой причине тела несчастных жертв подверглись надругательствам, изменившим их до неузнаваемости".
Еще одно. Обезображенные трупы были найдены не в Ходжалы и не в его окрестностях, а близ Агдама, куда армянские ополченцы при всем желании не могли попасть и соответственно кого-то убивать и истязать, т.к. эта зона плотно контролировалась азербайджанцами.
Как, наверное, заметил читатель, из всех приведенных цитат только одна принадлежит армянину (генералу Баласаняну), поэтому заранее отметаю упреки в субъективизме. Не хочу углублять межнациональное противостояние, но вынужден напомнить: говоря о жертвах в Ходжалы, не мешает азербайджанской прессе в таком случае вспомнить жертвы Сумгаита и Баку, о которых Азербайджан упорно умалчивает до сегодняшнего дня. В заключение, возвращаясь к фотографии, опубликованной в газете. Бороться надо не за приоритет на это страшное фото, чьи бы трупы там ни были изображены, и не за право применять термин "геноцид", а за другие приоритеты, более благие и полезные для своего народа.
Тэд Овсепян - корреспондент газеты New-Meridian (New York)