Переговоры между Арменией и Азербайджаном вокруг урегулирования нагорно-карбахского конфликта вот уже почти 15 лет сопровождаются не только острым противостоянием на дипломатической арене, но и откровенной информационной войной. А на войне, как говорится, все средства хороши. О том, как делается азербайджанская информационная политика , говорится в статье известного армянского тележурналиста Айкарама Наапетяна, поступившая к нам. Текст статьи публикуется без изменений.
Азербайджан - от средств массовой информации к средствам массовой дезинформации
Объемы дезинформации со стороны СМИ Азербайджана в последнее время буквально зашкаливают. Тематический охват материалов, публикуемых азербайджанскими авторами, чрезвычайно широк - от общественно-политической и экономической жизни Армении, до истории армянского народа. Эмоциональная и фактологическая направленность данных материалов навевает мысль о том, что характеристика "СМИ" уже не совсем точно отражает саму суть данных печатных изданий или электронных ресурсов. Вместо "Средств Массовой Информации" их точнее было бы называть "Средствами Массовой Дезинформации". Жанр дезинформации настолько укоренился в современных азербайджанских источниках, что постепенно превращается в своего рода индустрию. Особенно "усердствуют" азербайджанские авторы при "освещении" карабахской тематики.
Примечательно, что само азербайджанское общество в существующей ситуации практически лишено реального представления о том, что происходит в современной Армении, не говоря уже о реалиях Нагорного Карабаха, поскольку вся армянская тематика, в том числе и диаспориальная, освещается в Азербайджане, мягко говоря, не совсем корректно.
Азербайджанская общественность не в полной мере осознает сей факт. Она может негодовать и обвинять СМИ в необъективности исключительно с точки зрения освещения материалов о внутренней ситуации в Азербайджане, тогда как в случае с Арменией или Карабахом такой скепсис в принципе не возможен. Для антиармянской риторики в Азербайджанской республике ни существует ровным счетом никаких преград, все методы приемлемы, объективность материалов не ставится под сомнение априори. О том, что подаваемая информация об армянах и Армении заведомо ложная или, как минимум, искажена со временем узнает мизерный процент азербайджанских граждан, что попросту не может повлиять на общую картину и общественное настроение.
Приведем ряд примеров: азербайджанская индустрия дезинформации набрала серьезные обороты во время Будапештского суда над Рамилем Сафаровым, зарубившим топором армянского офицера, когда последний спал. Оба офицера проходили подготовку в рамках одной из программ сотрудничества с НАТО. В процессе освещения этого громкого процесса, азербайджанская пресса изобиловала материалами о том, что убитый лейтенант Маркарян якобы оскорблял честь и достоинство Сафарова. В итоге, ни одно из ходатайств стороны Сафарова не было принято во внимание судом, не были подтверждены эти утверждения и со стороны свидетелей. 17 февраля 2005-го года бакинская газета "Эхо" сообщила о том, что якобы "армянская общественная организация "Айастан" функционирующая в Венгрии, потребовала от властей Венгрии, чтобы Сафарова казнили в Ереване". На самом деле, в Венгрии попросту не существует никакой одноименной организации. Чтобы проверить достоверность публикации газеты "Эхо", достаточно было связаться с Министерством юстиции Венгрии. Более того, абсурдная по своей сути инициатива о необходимости организации казни Сафарова в Ереване (!) вообще никем и никогда не озвучивалась. Разве что, бакинской газетой "Эхо". Но разве кто-либо в Азербайджане проверял данную информацию? Можно утверждать с уверенностью на 99%, таких энтузиастов не было.
2-го июня 2006-го года в газете "Зеркало" была опубликована статья директора общественной организации "Банк-информация" Ровшана Новрузоглу о том, что в книге армянского общественного деятеля и писателя Зория Балаяна "Воскресенье" рассказывается о зверствах, которые армянские военные творили в отношении азербайджанцев. При этом приводятся выдержки с 260-й страницы книги Балаяна с описанием всех этих "ужасов". Указывается, что книга "Воскресенье", якобы издана в 1996-ом году в г. Ванадзоре. Данная информация (точнее, дезинформация) размещена также на сайте азербайджанской организации Голландии.
На деле же, никакой книги под названием "Воскресение" у Зория Балаяна нет. И вообще, в 1996-м году в Ванадзоре вообще не издавались книги. В тот период Армения выходила из затяжного экономического кризиса, и редкие книги печатались разве что в Ереване. Есть еще версия, что Новрузоглу перепутал и имел в виду не город Ванадзор, а некое издательство с аналогичным названием? Однако в Армении нет и такого издательства. Все это попросту профанация.
27-го октября 2006-го Новрузоглу еще раз "блеснул" своей безудержной фантазией, сообщив, что в карабахской войне принимали участие подразделения... Ватикана. По правде говоря, эти строчки читать без улыбки практически невозможно. В той же статье руководитель "Банк-Информация" заявляет, что с нового года (то есть с 1-го января 2007-го года) "Радио Ватикана" откроет Карабахское Бюро Новостей. Сейчас июнь 2008-го года и никакого бюро "Радио Ватикана" в Карабахе, к сожалению, не существует.
Цикл "История по-армянски", усердно ведомая азербайджанской газетой "Зеркало", отдельная история. В статье "Армяне о себе" рассказывается о распространенной в советское время в Азербайджане то ли книге, то ли самиздате "Сто великих армян", в котором, по утверждению автора, армянином был только Арам Хачатурян. Остальные 99 позиций, согласно автору, заняли персоналии - от Низами Гянджеви до Шекспира или Дарвина, наглым образом "арменизированые" авторами армянами. Данная статья перепечатана также на сайте города Гянджи.
Между тем, книга "100 великих армян" издана не во времена Советов, как утверждается в газете, а только в 2006-ом году в Москве журналистом и писателем из Армении Арисом Казиняном. На страницах книги можно найти имена Хачатуряна, Параджанова, маршалов Баграмяна и Бабаджаняна, авиаконструктора, создателя серии истребителей МиГ Микояна и т.д. Позвольте спросить, как мог в книге "100 великих армян" оказаться один единственный армянин Арам Хачатурян, каким бы великим он не был? Куда же подевались остальные армяне с мировыми именами? Для большей убедительности господам дезинформаторам следовало бы перечислить хоть 30-40 имен. Какой армянский автор, издавая такого рода книгу, забыл бы Шарля Азнавура или писателя Сарояна, двух армянских маршалов с карабахского села Чардахлу? Но, видимо, авторы "лже-хабаров" считают, что азербайджанские читатели не имеют четкого представления о вкладе армянского народа в мировую цивилизацию и, вообще, ограничены в своем мировоззрении. Кстати, объективно было бы интересно узнать о великих азербайджанцах с мировыми именами. Если ни о ста, то хотя бы о полсотне.
Все чаще в прессе Азербайджана муссируются версии о том, что армянские маршалы Баграмян и Бабаджанян мешали азербайджанцам продвигаться вверх по карьерной лестнице во время Великой Отечественной Войны. Об этом, в частности, упоминается в учебнике Азербайджана по истории 11-го класса. А в статье газеты "Зеркало" под заголовком "Это праздник со слезами на глазах" от 9-го мая читаем: "Военачальники типа Баграмяна и Бабаджаняна, кстати, уроженцы Азербайджана, всеми силами препятствовали росту командиров-азербайджанцев". Азербайджанский телеканал "Лидер" в новостного блоке от 9-го мая 2006-го года сообщил, что Баграмян мешал карьере генерала Ази Асланова.
На самом деле, Оганес Баграмян и Ази Асланов, который, кстати говоря, был этническим талышем, поддерживали очень теплые взаимоотношения. В альбоме, изданном 1987-м году к 90-летию рождения маршала, отмечалось, что Баграмян уже после войны, во время частых поездок в тогда еще братский Азербайджан, всегда посещал могилу Асланова. Будучи командующим фронта, Баграмян постоянно рапортовал в высшие инстанции о боевых заслугах Асланова... В том же альбоме имя Ази Асланова значится в списке отмеченных Сталиным офицеров, отличившихся в боях 1-го Прибалтийского фронта. Заявление Сталина было составлено на основании рапорта командующего фронта - маршала Баграмяна.
Что касается маршала Бабаджаняна, то генеральское звание он получил в период, когда танки штурмовали Берлин, а маршальскую звезду - в 1975-ом. Так что он физически не мог препятствовать азербайджанцам продвигаться по карьерной лестнице непосредственно во время войны.
Вместо лживых обвинений в адрес армянских военных, которые на далеких фронтах в равной мере защищали все 15 республик СССР, в том числе и Азербайджан, можно было бы призадуматься вот над чем - факт, что самый удачный из азербайджанских военных - генерал Асланов служил у армянина Баграмяна. Это что - совпадение? Очевидно, маршал Баграмян не препятствовал, а, наоборот, дорожил и всячески поддерживал Асланова.
Дезинформационная кампания в азербайджанских СМИ преследует определенную четкую цель: усилить антиармянские общественные настроения любой ценой, даже ценою заведомой лжи и искажения реальности. Приведенные примеры - лишь несколько фрагментов из этого ужасающего по объемам массива. Наверняка, данная информационная кампания будет продолжительной и активисты дезинформационных фронтов на достигнутом не остановятся. Увы, их усилия гарантированно приведут к тому, что и тот отрезок истории, который армяне и азербайджанцы прожили в мире и понимании, а сыны двух народов сражались бок о бок с фашистскими оккупантами, будет втоптан в грязь. Армяне, жившие в Советском Азербайджане, приложили огромное количество усилий для развития экономики республики, ее науки, внесли существенный вклад в градостроительство, воздвигая, в том числе, здания в Баку. Старшее поколение азербайджанского населения наверняка помнит об этом. Однако все эти факты попросту умалчиваются, взамен выстраивается нечестная информационная стена о несуществующих книгах, добровольцах из Ватикана и о том, как армянские военачальники мешали своим боевым товарищам - азербайджанцам продвигаться по службе. Как будто все азербайджанцы за пять лет войны и за 40 лет мирного времени служили исключительно у армянских командиров...
Айкарам Наапетян