Реклама
пятница, 6 июня 2008 г.
Омбудсмен Армении: «Было бы странным, если бы генпрокурор и министр юстиции были довольны моим докладом по правам человека до и после выборов»
«Возражения генпрокурора и министра юстиции Армении по поводу моего внеочередного доклада, посвященного ситуации в стране в период до и после президентских выборов, полны искажений».
Об этом заявил накануне защитник прав человека Армении Армен Арутюнян, выступая с трибуны Национального Собрания.
По словам омбудсмена Армении, в международной практике существует подобный опыт, когда омбудсмен опирается на неофициальную информацию, поскольку выступает посредником между обществом и властью.
«Министерство юстиции и Генеральная прокуратура не имеют никаких полномочий для возражений относительно доклада омбудсмена, который является независимым органом. Более того, было бы странным, если бы генеральный прокурор и министр юстиции были довольны моим докладом», - заметил А.Арутюнян. Кроме того, Арутюнян подчеркнул, что когда писался доклад, были учтены также опыт института омбудсмена зарубежных стран.
Представители парламентского большинства выразили мнение, что внеочередной доклад омбудсмена очень далек от плюрализма, он субъективный и слишком эмоциональный. Омбудсмен не согласился с мнением парламентариев. «В докладе нашли место и четкие ссылки на публичные выступления оппозиционеров, пытавшихся разделить общество на «чужих и своих», - подчеркнул Армен Арутюнян.
Доверенные лица Сержа Саркисяна участвовали в грабеже магазинов во время мартовских беспорядков
Обвинительный приговор в отношении трех доверенных лиц Сержа Саркисяна, ограбивших магазин «Роберто» во время событий 1 марта, является далеко не последним опровержением их официальной трактовки».
Об этом заявил на встрече с журналистами в клубе «Урбат» пресс-секретарь первого президента Армении, лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна Арман Мусинян.
По словам Армана Мусиняна, в связи с событиями 1 марта будет еще очень много «открытий», причем намного более сенсационных.
«Мы всегда говорили, что разгром нескольких магазинов в центре Еревана вечером 1 марта был очень хорошо спланированной и осуществленной провокацией властей.
Нет ничего удивительного в том, что даже нынешняя порочная судебная система не смогла не признать факт участия в ограблении магазина «Роберто» доверенных лиц Сержа Саркисяна. Данное обстоятельство говорит само за себя», - подчеркнул А.Мусинян.
ТРАВЛЯ ОМБУДСМЕНА
ЕРЕВАН, 5 июня. В Национальном Собрании Армении в четверг проходят парламентские слушания, связанные с публичным докладом Защитника прав человека по президентским выборам 19 февраля и поствыборным процессам.
Доклад был обнародован в конце апреля и содержал ряд нелицеприятных для правящего режима вопросов, связанных с поствыборными процессами в стране, в частности, с акциями протеста, адекватностью применения силы со стороны правоохранительных органов, деятельностью СМИ.
Приспешники режима С.Саргсяна , генеральный прокурор , министерство юстиции , представители правящего режима и просагсяновские депутаты парламента, по команде фас, набросились на Защитника прав человека Армена Арутюняна и выразили возражение в связи с положениями доклада, назвав их однобокими, субъективными. Кроме того, по их мнению, омбудсмен превысил рамки своих полномочий.
Как заявил в ходе слушаний Защитник прав человека Армен Арутюнян, в докладе, в частности, раскрывается динамика изменения социально-психологической атмосферы в условиях невозможности получения объективной информации о выборных процессах в предвыборный период, закономерности ее формирования.
«Цель доклада сделать предметом широкого обсуждения те проблемы, решения которых может содействовать преодолению раскола общества и создать условия для эффективной защиты прав человека», - сказал он
По его словам, возражения, представленные Генпрокуратурой, не сняли обеспокоенность в обществе в связи с содержащимися в докладе вопросами и направлены против плюрализма и свободы слова.
«Доводы, содержащиеся в докладе, выдернуты из контекста и искажены, что можно рассматривать как еще одно проявление нетерпимости», - сказал омбудсмен.
По его словам, анализируя в докладе процессы, связанные с президентскими выборами, учитывается то обстоятельство, что формированию создавшейся предвыборной и поствыборной ситуации способствовали многочисленные объективные проблемы, не получившие своего решения.
По его словам, у значительной части общества возникла потребность в экстремистской деятельности.
«Конструктивная оппозиция возможна лишь в обществе, имеющем политическую систему, сформированную на демократических принципах. Если власти руководствуются не демократическими принципами, они обречены иметь расколотое общество с непримиримой оппозицией», - сказал Арутюнян.
По его словам, сегодня армянское общество стоит перед альтернативой: развиваться по пути укрепления демократических ценностей и институтов или в направлении усиления авторитарных тенденций власти.
Вместе с тем генеральный прокурор Армении Агван Овсепян назвал выступление омбудсмена политическим, и призвал его действовать в рамках своих полномочий.
«Это первый случай, когда омбудсмен публично выступает с анализом политической ситуации, ни в одной европейской стране не было подобного прецедента», - сказал генпрокурорГенпрокуратура Армении считает субъективным доклад омбудсмена по президентским выборам и поствыборным процессам
ЕРЕВАН, 5 июня. /Новости-Армения/. Генеральный прокурор Армении Агван Овсепян назвал субъективным доклад Защитника прав человека по президентским выборам 19 февраля и поствыборным процессам.
Доклад был обнародован в конце апреля,и содержал ряд вопросов, связанных с поствыборными процессами в стране, в частности с акциями протеста, адекватностью применения силы со стороны правоохранительных органов, деятельность СМИ.
Генеральная прокуратура и Министерство юстиции подвергли ряд положений доклада критике, назвав сам доклад однобоким и субъективным. Кроме того, по мнению этих двух органов, армянский омбудсмен, подготовив и обнародовав подобный доклад, превысил свои полномочия.
«Соображения и заключения омбусмена по отдельным жалобам субъективны, носят политический характер, не основаны на сопоставлении результатов многостороннего, целостного и объективного исследовании, в том числе и результатов следствия», - сказал генпрокурор в четверг в ходе парламентских слушаний, посвященных докладу.
По его словам, Защитник прав человека является должностным лицом и обязан осуществлять только такие действия, которые ему делегированы Конституцией и законами.
Генпрокурор добавил, что ряд положений доклада свидетельствует о том, что омбудсмен вышел за рамки отведенных ему законом полномочий
«В докладе использованы обнародованные в СМИ неопределенные, безадресные и анонимные данные и публикации, носящие пропагандистские цели. Из доклада не следует, что Защитник прав человека даже попытался сделать эти данные предметом исследования», - сказал генпрокурор.
По его словам, омбудсмен должен был хотя бы сравнить информацию из неофициальных источников с официальными данными и только после этого сделать выводы.
Как считает Овсепян, реакция Генпрокуратуры на доклад вызвана тем, что ряд содержащихся там вопросов прямо или косвенно касаются структуры.
«В противном случае, если бы прокуратура не отреагировала на доклад, то из этого следовало бы, что она косвенно принимает суждения и комментарии, содержащиеся в докладе, что углубило бы бытующее в обществе ошибочное мнение об объективном положении вещей», - сказал он.
По словам Овсепяна, делается попытка проделанный Генпрокуратурой анализ очевидно неверных оценок и комментариев доклада представить как давление на Защитника прав человека
«Мы уверены, что обеспечение плюрализма - основной путь построения демократического общества», - сказал генпрокурор, добавив, что госорганы, в том числе и прокуратура могут реагировать на жалобы, связанные с их действием или бездействием.
По словам Овсепяна, согласно законодательству, при рассмотрении жалобы, Защитник прав человека обязан дать возможность государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, действия или бездействия которых обжалуются,
для разъяснения по жалобе и обосновать свою позицию.
Доклад Омбудсмена Армении должен был быть более объективным – пресс-секретарь правящей партии
ЕРЕВАН, 5 июня. /Новости-Армения/. Доклад омбудсмена Армении Армена Арутюняна по президентским выборам 19 февраля и поствыборным процессам должен носить более объективный характер, считает пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов.
В своем докладе, обнародованном после очередных президентских выборов в феврале текущего года, омбудсмен подверг критике действия властей 1 марта и призвал провести независимое расследование этих событий.
«Доклад должен был быть более объективным, в то время как в этом документе более преобладает субъективный фактор», - сказал Шармазанов в четверг журналистам.
-Эдуард Шармазанов грек- полукровка готовый ради должностей и известности предать всю греческую общину Армении, а если понадобится его патрону, то и родную мать . Никому в Армении не известно откуда взялся и попал во власть этот мальчик-полукровка на побегушках . Но имя его что-то слишком часто стало мелькать в новостях из Армении.По его словам, вполне нормально, когда доклады того или иного официального лица вызывают противоречивые отзывы в обществе внЭдуард Шармазанов.е зависимости от того, является ли его автор Защитником прав человека, президентом страны, лидером или представителем оппозиции.
«Это свидетельствует о наличии в стране плюрализма мнений, и хотя я не согласен со многими утверждениями омбудсмена Армении, тем не менее, считаю позитивным то обстоятельство, что его доклад не совпадает с мнением властей», - сказал пресс-секретарь РПА.Генпрокурор Армении уклоняется от ответов на вопросы относительно событий 1 марта
Генпрокурор Армении Агван Овсепян обвинил оппозицию в использовании детей "в своих целях". Как передает корреспондент ИА REGNUM, выступая 5 июня в парламенте в ходе слушаний относительно доклада омбудсмена Армена Арутюняна по президентским выборам и поствыборным процессам Агван Овсепян подчеркнул, что малолетние дети, непосредственно находились в палатках на площади Свободы 1 марта.
По его словам, дело дошло до того, что "убегая вместе с отцом, девочка не успела одеть свои туфли, а после одна женщина-провокатор заявила, что ее убили". Овсепян предпочел не отвечать на вопрос о том, "от чего или от кого так впопыхах убегали отец и дочь". Более того, генпрокурор отказался продемонстрировать общественности все имеющиеся видеокадры о событиях утра и вечера 1 марта, без монтажа. Он заявил, что, да, эти записи имеются, прокуратура их изучает, однако они служат в качестве вещественных доказательств и будут продемонстрированы при надобности только в суде. "Мы не желаем заниматься нравственно-пропагандисткой деятельностью и показывать их общественности", - подчеркнул он. Отвечая на вопрос депутата парламента, возбуждено ли уголовное дело по факту убийств 1 марта, генпрокурор заявил, что не собирается отвечать на подобные вопросы, мотивируя это законом, который запрещает проводить слушания по уголовным делам. Депутат уточнил, что речь не идет о конкретных личностях, речь идет о самом факте существования или отсутствия обвиняемых за убийства 1-2 марта и есть ли лица, которые признаны правопреемниками потерпевших. "Именно это я вам не скажу", - подчеркнул Овсепян. Тем не мене, позже, отвечая на вопрос другого депутата, Овсепян отметил, что не утверждает, что все полицейские действовали в рамках закона, и не было эксцессов. "По этим фактам ведется следствие", - заверил он.
Отметим, что ситуация в стране накалилась после президентских выборов, когда несогласная с их результатами оппозиционно настроенная часть населения инициировала серию акций протеста. 1 марта митинг оппозиции на площади Свободы в Ереване был разогнан, однако несколько часами позже протестные силы собрались перед зданием посольства Франции в Ереване. Уже вечером 1 марта произошли столкновения, в результате которых были убиты 10 человек и более 200 получили ранения. 25 апреля омбудсмен Армении выступил с внеочередным докладом, в котором проанализировал поствыборную ситуацию в республике, критикуя поведение властей. Это вызвало критику генпрокуратуры и министерства юстиции. В этой связи комиссия парламента Армении по вопросам европейской интеграции приняла решение провести слушания по докладу омбудсмена Армении и пригласить все стороны, а также всех заинтересованных лиц.
“СУДИЛИ” ОМБУДСМЕНА
Сегодня в течение 7 часов в парламенте обсуждали не содержание, а форму доклада Защитника прав человека. Например, депутат Гагик Минасян отметил, что “доклад построен не верно”, “методика выбрана не верно”, на основании чего “не имел права анализировать”.
В этом заключалось основное “обвинение” в адрес Армена Арутюняна. В субъективности оценок, а также излишней политизированности его обвинили депутаты из лагеря власти, а также генеральный прокурор.
А бывший министр юстиции, председатель комиссии по правогосударственным вопросам Давид Арутюнян обеспокоен тем, что делается попытка разделить политику и право. Он заявил, что задачей омбудсмена является выявление общих проблем, а ответы на вопросы должны давать соответствующие структуры.
Сегодня Армен Арутюнян вновь озвучил вопросы, которые беспокоят общественность. В частности, кто организовал операцию 1-го марта, кто были люди в масках, которые стреляли, кто отдал приказ стрелять?
“Вместо того, чтобы ответить на поставленные вопросы, занимают позицию обиженных”.
После выступления Армена Арутюняна прозвучали аплодисменты, так как в зале находились представители общественных организаций, евроструктур, а также родные заключенных.
Ненависть не утихнет, власти долго не протянут
Выполнение положений резолюции ПАСЕ по Армении N1609 продолжает оставаться главным условием для начала переговоров между властями и оппозицией. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване заявил пресс-секретарь первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Арман Мусинян, добавив, что в отличие от ПАСЕ, оппозиция Армении для начала диалога требует удовлетворить одно из требований - "отпустить политзаключенных".
Как отметил Мусинян, нельзя говорить о диалоге, когда "как в средневековье, имеются политические заложники". Отвечая на вопрос, как оппозиция относится к тем заявлениям представителей мониторинговой комиссии Совета Европы, в которых выражается надежда, что оппозиция пойдет на диалог, Мусинян выразил сожаление, если европейские дипломаты действительно расценивают сложившуюся ситуацию подобным образом, еще раз подчеркнув, что для начала результативного диалога необходимо осуществление положений резолюции ПАСЕ.
Участие в работе Общественной палаты Мусинян не считает шагом к диалогу. "Если Европа готова считать диалогом прения в Общественной палате, или организацию теледебатов, в чем я сомневаюсь, зная серьезное историческое прошлое институтов европейской политики, однако, если это так, я буду сомневаться в политической зрелости европейских структур", - заявил Мусинян. По мнению представителя Тер-Петросяна, у властей нет альтернативы досрочным выборам. "Решатся власти на это или нет - зависит от их политической воли", - отметил Мусинян. По его словам, в условиях неблагоприятного отношения со стороны европейских структур, не имея легитимности в народе, проигрывая в карабахском вопросе, у властей остается только один ресурс - репрессии.
Мусинян также напомнил, что ранее оппозиция предлагала создать нейтральную комиссию для расследования преступлений 1 марта, однако власть не прислушалась. "В нашем предложении предлагалось, чтобы 1/3 комиссии состояла из сторонников Левона Тер-Петросяна, 1/3 - властей, 1/3 -международных экспертов, однако власти хотят внести туда также "псевдооппозицию", чтобы показать, что сотрудничают со всеми силами", -сообщил Мусинян, отметив, что не всех, кого власть считает оппозицией, общество на самом деле считает таковой.
Он также назвал неверными заявления о том, что армянское общество разделено. "Большинство народа выступает против властей, особенно после организованного ими 1 марта расстрела 10-и человек. Ненависть не утихнет, власти долго не протянут", - заявил представитель первого президента.
Азербайджан за неделю:В Азербайджане обсуждается идея создания правительства Армении в изгнании
Президентские выборы
Из интервью политолога Расима Агаева газете "Эхо": - Ряд политических партий уже заявили о своем намерении принять участие в предстоящих президентских выборах. Представители правящей партии не сомневаются в победе своего кандидата. Если данный прогноз подтвердится, кто займет второе место в голосовании?
Думаю, второе место удержит лидер "Мусават" Иса Гамбар. Он представляет реальную политическую структуру, которая утвердилась глубоко в историческом сознании широких слоев народных масс. К Исе Гамбару можно по-разному относиться, но он представляет собой полноправного лидера. Из всей когорты претендентов от оппозиции он выглядит наиболее вероятным победителем в стане оппозиции.
- Хотя представители правящей партии давно определились с единым кандидатом, однако согласия по этому вопросу никак не достигнут в оппозиционном стане. На ваш взгляд, сумеют ли договориться и остановить свой выбор на ком-либо?
- Есть фигуры, которые отстранены от участия в избирательном процессе. Я имею в виду значительный процент политических деятелей, известных и малоизвестных, которым доступ в Азербайджан запрещен, они не могут реально принять участие в выборах. С другой стороны, здесь имеются реально существующие партии, которые не могут договориться между собой. Хотя ясно, что по отдельности они не представляют серьезной конкуренции правящей партии. Единственным выходом для них является солидаризация, разработка принципов союзов и блоков. Но именно в этом они не могут продвинуться, и не только с точки зрения создания единого блока. У них внутри происходит жесткое соперничество, ослабляющее каждого из них. Причин множество, в том числе и способность правящей партии влиять с помощью различных рычагов, давить, ослаблять и разобщать. Сказывается и влияние внешнего фактора. Ведущие политические партии привязаны к различным внешним силам, которые жестко держат их под своим контролем. И поскольку симпатии внешних сил давно и однозначно определены, мы видим, что они делают ставку на действующее руководство, поэтому и будущее оппозиции с точки зрения создания единого блока просто нереально. У них нет своей воли, программы и способностей..."
Три ведущие оппозиционные партии - Народного фронта (ПНФА), Граждан и развития (ПГР) и Либеральная (ЛПА), - представленные в блоке "Азадлыг", официально заявили о бойкотировании президентских выборов, которые пройдут в октябре. "Осенью этого года нас ожидают не выборы, а спектакль под названием "Выборы". Блок не намерен участвовать в этой "театральной постановке" и решительно заявляет о бойкоте предстоящих президентских выборов", - говорится в распространенном сообщении блока. (ИА "Тренд")
Президентские выборы в Азербайджане пройдут 15 октября нынешнего года. Тактику бойкота, объявленного блоком "Азадлыг", не поддерживают другие оппозиционные партии. "Мусават", Демпартия и карликовая Партия зеленых выдвинули кандидатуры своих председателей - Исы Гамбара, Сардара Джалалоглу и Маиса Гюльалиева. Политолог Эльдар Намазов заявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат. Правящая партия "Ени Азербайджан" намерена выдвинуть кандидатуру нынешнего президента Ильхама Алиева. ("Зеркало") 2 июня парламент (Милли меджлис) принял законопроект о внесении поправок и изменений в Избирательный кодекс, направленный в парламент в порядке законодательной инициативы главой государства. В итоге избирательная кампания президентских выборов в Азербайджане сокращена со 120 до 75 дней. Помимо этого, из ИК изъят пункт о депозите, который могли вносить потенциальные кандидаты в президенты, после того как получали в Центральной избирательной кампании подписные листы для сбора подписей в поддержку своей кандидатуры. В случае если выдвиженцу не удавалось набрать необходимое число подписей, то он мог быть зарегистрирован ЦИК, но при этом лишиться суммы депозита. Депозит кандидата в президенты возвращался, если на выборах он набирал более трех процентов голосов избирателей, которые пришли к урнам. Отныне потенциальные кандидаты не смогут рассчитывать на эту страховку. Правда, в отличие от предыдущих выборов на этот раз кандидатам придется набрать для поддержки своей персоны на пять тысяч подписей меньше. ("525-я газета")
Разумеется, самым ключевым новшеством в Избирательном кодексе стало сокращение продолжительности избирательной кампании, так как это напрямую отразится на продолжительности всех этапов кампании: время, отведенное для регистрации кандидатов, сбор подписей выдвиженцами, а также продолжительность агитационной кампании, - отмечает "Эхо". "Ранее все эти изменения с нескрываемой обеспокоенностью анонсировались оппозиционерами. Еще в середине прошлого месяца оппозиционные силы, потенциальные кандидаты в президенты объявили, что в парламент из президентской администрации поступило сразу два законопроекта о внесении изменений и поправок в ИК. Один из них стал оперативно доступен общественности, а другая "копия" законопроекта, как заявляли оппозиционеры, будет представлена и принята в самый последний момент", - пишет газета.
В свою очередь, представители правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) неоднократно выступали за сокращение продолжительности избирательной кампании. По их мнению, кампанию можно уместить и в 60 дней, что не создаст каких-то дополнительных проблем.
Депутат парламента от правящей партии "Ени Азербайджан" Мубариз Гурбанлы расценил недовольство оппозиционеров новыми поправками и изменениями, как попытку заранее аргументировать и оправдать свое неминуемое поражение на предстоящих президентских выборах. Более того, он решил сравнить местное избирательное законодательство с зарубежным опытом и сделал вывод, что отечественный ИК один из самых демократичных и совершенных. В похожем ключе выступил и первый вице-спикер Зияфят Аскеров, который не согласился с утверждениями оппозиционеров о том, что власть идет на эти изменения, так как не уверена в своих силах. "В себе то мы уверены, а вот в вас нет, к тому же, ответственность за проведение выборов ложится именно на нас", - разъяснил Аскеров. ("Эхо")
А вот комментарии лидеров оппозиции по поводу принятого закона. Решение парламента лидер партии "Мусават" Иса Гамбар расценил как "боязнь" властей участия в президентских выборах "реальной" оппозиции. Лидер "Мусават" сказал, что его партия ранее приняла решение об участии в выборах, но он не исключает и вероятности бойкота. "Сегодняшние изменения в Избирательный кодекс дают основания задуматься над бойкотом", - заметил Иса Гамбар. (ИА "Туран")
В свою очередь глава форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов расценил принятие дополнений и изменений в ИК как "противоречащее Конституции". А лидер Партии Народного Фронта (ПНФА) Али Керимли назвал принятый проект поправок в ИК "шагом от авторитаризма к диктатуре". По его мнению, ситуация настолько сложная, что власти боятся даже "имитации демократии". ("Зеркало")
Оппозиционный депутат Панах Гусейнов заявил, что, внесение подобных изменений вычеркивает многие достижения последних лет. "Что касается неожиданного изъятия из ИК пункта о депозите, то это уже ни чем необъяснимый, нестандартный процесс", - заявил парламентарий. (ИА "Туран")
В партии "Мусават" приступили к обсуждению вопроса участия на предстоящих президентских выборах. Как сообщил "Эхо" глава Центрального аппарата "Мусават" Ариф Гаджилы, партия считает, что власти страны нацелились на то, чтобы в целом сделать избирательную кампанию бессмысленной. В противном случае, по мнению Гаджилы, не были бы сокращены сроки избирательной кампании, наложен запрет на выступления кандидатов в ходе агитационной кампании в эфире государственного теле- и радиоканала, и так далее. "Как вы помните, меджлис (руководящий орган) партии принял решение об участии "Мусават" на выборах. Одновременно было принято и положение, которое не исключало возвращения к обсуждению этого решения, в случае необходимости. Сейчас настало это время, и по этому вопросу в структурах партии начались обсуждения. Мы не являемся сторонниками принятия поспешных решений. Однако партия считает, что в стране создана новая политическая ситуация", - сказал он.
Газета "Зеркало" отмечает: "Оппозиция сегодня вновь встала перед очередным (дабы избежать приевшегося слова "экзамен") испытанием. Даже если она уйдет в небытие, а все может для нее закончиться полнейшим крахом и общественным забвением, все же она заслужила утешительных аплодисментов. Она боролась как могла, и мы ее хотя бы видели. А вот где другие? Да и появятся ли они? А если да, то не будут ли они бутафорской угрозой для властей? Не станут ли всеобщим посмешищем? Однако не станем забегать вперед. Оппозиции необходима сегодня консолидация, как бы тривиально это ни звучало, а для этого, в свою очередь, нужна политическая воля. В конце концов нынешнему президенту тоже сложно было бы удержать власть, не прояви он в критические моменты крайней решительности, жесткости и, если хотите, смелости. Почему бы не поучиться у властей хотя бы этому, ведь политика слабаков не терпит..."
Политика. Права человека.
"Свобода собраний и объединений, по-прежнему, ограничивалась. Независимых и оппозиционных журналистов лишали свободы по обвинению в клевете, их преследовали правоохранительные органы, а в ряде случаев на них совершались нападения. Были закрыты две популярные оппозиционные газеты; по состоянию на конец года пятерых журналистов помиловали и освободили. Троих подростков приговорили к лишению свободы сроком на 10 лет, не расследовав их утверждения о том, что они пошли на дачу признательных показаний под пытками. Правозащитников запугивали. Одного из активистов (этнического азербайджанца) выдали Ирану, несмотря на риск применения к нему пыток или иных видов жестокого обращения. Вынужденные переселенцы не имели возможности в полной мере воспользоваться своими социальными и экономическими правами", - так характеризуется ситуация с соблюдением прав человека в Азербайджане в докладе "Amnesty International-2008: права человека в современном мире", опубликованном на официальном сайте международной правозащитной организации. (ИА "Туран")
В отчете Amnesty International отмечается, что не сдвинулось с мёртвой точки расследование убийства редактора одной из газет Эльмара Гусейнова, жестоких нападений на журналистов, совершенных неизвестными в 2006 году. Продолжались гонения на журналистов. По имеющимся у Amnesty International сведениям, сотрудники полиции применяли чрезмерную силу, пытаясь помешать журналистам снимать репортажи о политически острых событиях, таких, как митинги оппозиции. В докладе указывается, что регулярно поступали сообщения о пытках и других видах жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов. "По имеющимся сведениям, сотрудники правоохранительных органов запугивали правозащитников, а в одном случае они уклонились от вмешательства, когда в адрес сотрудников неправительственной организации раздавались угрозы". Авторы исследования заявляют, что власти продолжали выдавать людей, невзирая на риск того, что после экстрадиции к ним могут быть применены пытки или другие виды жестокого обращения.
Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США обнародовало ежегодный отчет о состоянии прав человека и демократии в мире, - сообщает ИА "Туран". В разделе, посвященном Азербайджану, сказано, что обеспечение прав человека со стороны правительства остается "плохим и ухудшилось в некоторых сферах в 2007 году". Правительство ограничивало права общественности на мирное изменение законодательства в ходе парламентских выборов 2005 года. Пытки и избиения людей полицией и военными стали причиной гибели четырех человек в 2007 году, без наказания виновных. Условия содержания заключенных остаются тяжелыми и угрожают их жизни. Административные аресты оппонентов властей - обычное явление. Правительство осуждает граждан по политическим мотивам, правоохранительные органы и правовая система охвачены коррупцией. Продолжается ограничение свободы собраний. Ограничения свободы СМИ и политической деятельности ухудшилось в 2007 году. США выражают свое беспокойство в связи с отношением властей к праву граждан на мирные демонстрации, отмечено в документе.
Представители правящей партии очень вяло, даже можно сказать, с каким-то пренебрежением отреагировали на жесткую критику ситуации в Азербайджане с правами человека со стороны международных организаций и госдепа США, которая прозвучала за последние дни. "Отчет госдепартамента США по правам человека не стоит рассматривать как давление на Азербайджан". Как передает Day.Az, об этом заявил заместитель исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), депутат Мубариз Гурбанлы. Он отметил, что в отчете госдепартамента США многие страны мира, в том числе Азербайджан, подверглись критике. "В разделе, касающемся нашей страны, отмечена якобы гибель четырех человек в результате пыток. Помимо этого, в отчет несправедливо включено нераскрытое убийство Эльмара Гусейнова. Нераскрытых убийств в мире очень много, и нельзя это включать в отчет. Кроме того, в отчете есть повторение отчета 2006 года относительно нерегистрации некоторых религиозных общин", - сказал он. При этом Гурбанлы отметил, что отчет госдепа США не обязывает страны выполнять его директивы. "Многие страны выступают с аналогичными отчетами, к примеру, в отчете Китая о правах человека США занимают первое место по нарушению этих прав", - резюмировал депутат.
"Складывается впечатление, что сторонники евроатлантической интеграции Азербайджана в правящей элите с каждым днем сдают позиции тем, кто ратует за азиатский путь развития нашей страны. Ведь неспроста Мубираз Гурбанлы вспоминает о том, что Китай, который воспринимается во всем мире как "оплот демократии" по-азиатски, поставил на первое место США по нарушению прав человека. Однако всегда надо помнить, что невозможно считаться частью евроатлантического пространства, а жить и властвовать по азиатским законам. Так просто не бывает...", - пишет "Зеркало".
Принято принципиальное решение довести число азербайджанских миротворцев в Афганистане до 100 человек. Об этом журналистам сообщил замминистра иностранных дел страны Араз Азимов. По его словам, данное решение находится в стадии реализации. Он отметил также, что увеличение числа миротворцев с 44 до 100 происходит после вывода миротворческого контингента Азербайджана из Косово. (ИА "Туран")
Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) рекомендует Армении вывести свои войска с территории Азербайджана, сообщила ANS-Press член делегации Азербайджана в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева. По словам Гаджиевой, в проекте резолюции Мониторингового комитета ПАСЕ по выполнению Азербайджаном принятых на себя обязательств Армении рекомендуется вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана. Подобное жесткое положение было впервые принято этой организацией.
Предстоит выяснить, изменилось ли отношение армянской стороны к остающемуся открытым "основному вопросу" урегулирования конфликта. Об этом в беседе с журналистами заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя предстоящую 6 июня в Санкт-Петербурге встречу президентов Армении и Азербайджана. По его мнению, данный вопрос, вероятно, прояснится во время предстоящих встреч на высоком уровне. "Если эти принципиальные позиции слишком различны, то для будущих обсуждений и достижения результатов конкретных оснований не будет", - сказал Азимов. Азимов считает, что Армения должна отказаться от своих радикальных позиций. "Имеется в виду отторжение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Если Армения откажется от этого, можно будет прийти к среднему знаменателю. Позиция Армении неприемлема, и никакая страна ее не поддерживает. Ереван должен понять это", - отметил Азимов. (ИА "Туран")
Директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер считает нынешнюю ситуацию вокруг переговоров по нагорно-карабахскому конфликту очень деликатной: "Дело в том, что одновременно в обеих странах в этом году проходят президентские выборы. В Армении выборы уже прошли, и они сопровождались сложными событиями, митингами, недовольством. А в Азербайджане выборы только предстоят. Обе страны в этом году больше заняты выборами, поэтому я называю эту ситуацию деликатной". Отметив важность встречи Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна, Фрейзер выразила надежду, что во время встречи президенты вернутся к предложениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Касаясь вопроса смены власти в Армении, Фрейзер отметила: "Я надеюсь, что избрание нового президента в Армении положительно отразится на переговорном процессе. Новый президент - это новый дух, новое веяние. Я надеюсь, что новый президент будет выступать с конструктивной позиции, и все это привнесет новый стимул в переговорный процесс". Комментируя вопрос о том, стоит ли ожидать прогресса в урегулировании конфликта до президентских выборов в Азербайджане, представитель МКГ сказала, что сейчас об этом говорить сложно, нужно дождаться встречи президентов. (ИА АПА)
Как пишет газета "Зеркало", "вряд ли предстоящая встреча глав государств Армении и Азербайджана даст новый импульс переговорному процессу". "И дело не только в президентских выборах в Азербайджане, хотя и это является немаловажным фактором, влияющим на процесс урегулирования. Все намного сложнее. Во-первых, внутриполитическая ситуация в Армении далека от стабильности. Серж Саркисян, ведя переговоры, постоянно будет оглядываться на оппозицию, которая только и ждет от него серьезной ошибки. Он просто обязан, хотя бы на первых порах, отстаивать жесткие позиции по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, чтобы на волне ура-патриотизма сдерживать обострение внутриполитических противоречий. Во-вторых, косовский прецедент требует от Азербайджана демонстрации максимально жесткой позиции в урегулировании конфликта, чтобы посредники даже не могли заикнуться о возможности предоставления Нагорному Карабаху независимости в том или ином виде. По сути, тактика официального Баку заключается в балансировании на грани фола, то есть, заявляя о возможности использования силового варианта для освобождения оккупированных территорий, Азербайджан пытается не только сдержать посредников "в разумных рамках", но и через них оказать давление на Армению. Ведь понятно, что Азербайджан - не Сербия. Здесь ведущие западные страны, да и Россия имеют серьезные геополитические и экономические интересы. Поэтому попытка освобождения оккупированных территорий со стороны Азербайджана не может вызвать такой жесткой реакции международного сообщества, как боевые действия Сербии в Косово. Но при этом возобновление боевых действий невыгодно как Западу, так и России. Понятно, что для Запада подобное развитие событий является прямой угрозой его геополитическим и энергетическим интересам в регионе. А России выгодно сохранение армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха в "замороженном" виде. Дело в том, что при ситуации "ни войны, ни мира" Россия может манипулировать как Арменией, так и Азербайджаном. С Арменией все ясно. До тех пор, пока Армения не наладит нормальных отношений со своими соседями, и прежде всего с Азербайджаном и Турцией, а это невозможно без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, эта страна останется "форпостом" России на Южном Кавказе. Однако и для Азербайджана с точки зрения интересов России "замороженность" конфликта вокруг Нагорного Карабаха является "сдерживающим" фактором. Дело в том, что представители правящей партии, по крайней мере, в своих публичных заявлениях, объясняют причины такой медленной интеграции Азербайджана в евроатлантические структуры, и прежде всего в НАТО, стремлением не раздражать Россию и несколько нейтрализовать проармянскую позицию Москвы в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Однако возобновление боевых действий может заставить Москву сделать однозначный выбор между стратегическим союзником, коим является Армения, и стратегическим партнером, то есть Азербайджаном. А это означает полную потерю или Армении, или же Азербайджана, чего России, естественно, не хочется. Для России намного лучше, будучи напрямую не вовлеченной в конфликт, посредством Армении манипулировать ситуацией и направлять развитие событий в выгодное для себя русло", - считает аналитик газеты.
Комментируя заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что карабахский конфликт не имеет военного решения, сделанное после встречи с главой армянской дипломатии Налбандяном, глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим заявил на пресс-конференции, что если Россия делает заявления о том, что военным путем карабахский конфликт решить невозможно, то она должна потребовать от Армении вывода армянских войск с территорий Азербайджана. Как подчеркнул азербайджанский дипломат, именно Армения пытается решить карабахский конфликт военным путем, и именно военным путем были оккупированы азербайджанские земли. "Мы ждем от Армении конкретного ответа. Мы хотим знать, предрасположена ли Армения к урегулированию конфликта, или нет. Если мы поймем, что Армения не предрасположена к урегулированию конфликта, продолжать переговоры будет нецелесообразно", - отметил Хазар Ибрагим. Отвечая на вопрос, есть ли у Лаврова полномочия делать такие заявления от имени всех трех сопредседателей МГ ОБСЕ, Хазар Ибрагим посоветовал переадресовать этот вопрос другим сопредседателем, и выразил пожелание, чтобы вся "тройка" потребовала от Армении вывода войск. ("Новое Время")
"Армянской агрессии против Азербайджана" был посвящен и распространенный среди журналистов текст статьи Хазара Ибрагима, опубликованной в британском журнале The Economist в ответ на статью в этом же издании - об установке плиты под названием "Кавказский сыр" на армяно-турецкой границе в знак мира между Турцией и Арменией. "Я попробовал этот сыр, и он показался мне невкусным, - иронизировал Хазар Ибрагим, - некоторые ингредиенты отсутствуют, а некоторые - наоборот, в избытке". По его мнению, читателю, который мало слышал о Кавказе, и прочитал статью, опубликованную в британском журнале, может показаться, что Азербайджан препятствует отношениям Армении и Турции, используя свою политику и СМИ. "Как Азербайджан может культивировать ненависть к армянам, если тысячи армян живут в азербайджанских смешанных семьях в спокойствии и благополучии?, - напоминает дипломат, - Кто-нибудь может посчитать, сколько азербайджанцев живет в моноэтнической Армении?" Советует он не забывать и том, что Армения оккупировала 20% территорий Азербайджана, проведя этническую чистку. Что же касается "сыра", то, по мнению Хазара Ибрагима, его "главный ингредиент - конец армянской оккупации и возвращение миллиона беженцев и вынужденных переселенцев в родные земли. Только тогда все соседи соберутся вместе и приготовят вкусный сыр". ("Эхо")
Бывший российский посредник Владимир Казимиров заявил в Ереване, что на переговорах по карабахскому урегулированию рассматривается возможность поэтапного вывода армянских военных с оккупированных территорий. Как сообщает агентство "Медиамакс", выступая на пресс-конференции в Ереване, отставной российский дипломат выразил мнение, что после заключения перемирия в 1994 году в процессе урегулирования реальных сдвигов не отмечено. По словам Казимирова, "первоочередной задачей сегодня является заключение прочного перемирия на линии соприкосновения, а не определение статуса Нагорного Карабаха или возврат оккупированных территорий". Бывший российский посредник подчеркнул, что ключ урегулирования конфликта кроется в недопущении возобновления военных действий. Он заметил, что проведение референдума или плебисцита для определения статуса Нагорного Карабаха не стоит откладывать на 10-15 лет. "Думаю, что 5 лет - достаточный срок", - заявил он. ("Зеркало")
"Азербайджан и впредь должен предлагать карабахским армянам участвовать в выборах, проводимых в нашей стране", - заявил в интервью "Эхо" директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. Он отметил, что Азербайджан должен постоянно демонстрировать то, что карабахские армяне являются гражданами Азербайджана. Что касается организации выборов на оккупированных армянами азербайджанских территориях, то, по мнению правозащитника, здесь можно использовать метод, примененный Грузией. "Они, к примеру, создали в приграничных районах пункты голосования. Кто захотел, тот мог приехать из Абхазии и проголосовать", - пояснил он. При этом эксперт отметил, что при желании карабахские армяне могли бы проголосовать и в посольствах Азербайджана на территории стран СНГ, если будут находиться там в день голосования. "Они могут проголосовать в наших посольствах в Москве, Тбилиси и так далее. Очень много карабахских армян живут за пределами Карабаха. Так же, как и многие, они уезжают на заработки. Им нужно дать право голосовать на территории стран СНГ", - продолжил он. Зейналов считает, что для этого необходимо проинформировать карабахских армян посредством СМИ. Помимо этого как указал эксперт, необходимо решение ЦИК Азербайджана относительно этой группы избирателей. Он отметил, что формально карабахские армяне не смогут принять участие в голосовании ввиду отсутствия пластикового удостоверения личности. "Поэтому необходимо специальное решение Центризбиркома, или даже Конституционного суда Азербайджана о том, что карабахские армяне могут идентифицировать свою личность, предъявив старый советский паспорт", - подчеркнул он. Правозащитник указал, что простыми декларативными заявлениями о том, что Азербайджан признает их своими гражданами, готов предоставить им высокую автономию, нельзя ограничиваться. "Необходимы некоторые шаги на уровне нормативных актов", - сообщил Зейналов. Одновременно он отметил, что международные структуры могли бы оказать содействие Азербайджану в организации выборов на оккупированных территориях. "Если будут конкретные предложения, то, думаю, Азербайджану окажут помощь. Ведь были же случае, когда после гражданской войны приходилось удостоверять личность тех, кто убежал. Понятно, что мы не первые, и это может быть использовано", - заключил он.
Между тем, как сообщил глава пресс-службы ЦИК Азер Сарыев, международные организации не могут оказать помощь в обеспечении участия граждан в выборах на оккупированных территориях. "Они ответили нам, что не могут оказать помощь в этом вопросе. Подобный ответ, исходящий от представителей международных структур, ставит под вопрос участие в выборах граждан Азербайджана, оставшихся на оккупированных армянами территориях", - отметил он. Ранее глава ЦИК Азербайджана Мазахир Панахов заявил о том, что международные организации не могут оказать эффективную помощь во внесении в списки избирателей имен граждан Азербайджана армянского происхождения. (ИА "Тренд")
Депутат парламента (Милли меджлис) от правящей партии "Ени Азербайджан" и член азербайджанской делегации в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева выступила с предложением о создании правительства Армении в изгнании. Как сообщает 1news.az, депутат считает необходимым создание структуры, представляющей на международной арене азербайджанцев, изгнанных из Армении. По ее словам, беженцы из Армении имеют полное право создать правительство в изгнании. Среди них есть лица, которые работали в администрации районов и городов. В такой структуре должны быть представлены беженцы, хорошо владеющие английским языком, знающие международное право. По ее мнению, таким образом появится возможность довести до мировой общественности факты этнической чистки, проведенной армянами в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, защищать их права на международном уровне.
"Зеркало" пишет: "Что же случилось сейчас, когда представитель правящей партии "Ени Азербайджан" выступает с подобной инициативой? Попытка "примириться" и привлечь на свою сторону обиженных в канун предстоящих президентских выборов или же действительно власти стала заботить проблема обсуждения попранных прав нескольких сот тысяч беженцев из Армении на международном уровне? Вопрос на размышление. А пока что хотелось бы просто представить, хотя бы мысленно, процесс создания правительства Армении в изгнании. Настолько ли он реален, как о нем отозвалась вышеупомянутая депутат Гаджиева?.."
Азербайджан-Россия
Как передает Day.Az, ОАО "Газпром" предложило Азербайджану закупать азербайджанский газ по рыночным ценам на основе долгосрочного договора. Как сообщает пресс-служба "Газпрома", это предложение было озвучено председателем правления российской компании Алексеем Миллером во время встречи в Баку с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в рамках рабочего визита в Азербайджан. "Азербайджан как крупный производитель углеводородов в СНГ является объективным партнером России, у нас общие интересы. Нас уже связывает развитая газотранспортная инфраструктура. Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества между Газпромом и Азербайджаном в энергетической сфере", - отметил Миллер.
Издание напоминает, что до 2007 г. "Газпром" сам являлся поставщиком газа в Азербайджан. Однако с 2007 г. Азербайджан отказался от поставок из-за того, что российская сторона подняла цену на газ. Сейчас Азербайджан обеспечивает себя сырьем за счет добычи собственного газа, в том числе на месторождении "Шах-Дениз" и поставляет газ в Грузию.
Предложение "Газпрома" России Азербайджану о закупке газа носит долгосрочный и коммерческий характер. Как передает Day.Az, об этом журналистам сообщил посол России в Азербайджане Василий Истратов. "Предложение "Газпрома" предусматривает европейскую цену минус расходы на транспортировку от соответствующего пункта до потребителя", - сказал он. Сравнивая предложение "Газпрома" полуторалетней давности о повышении цены за газ, продаваемой Азербайджану и нынешнее предложение, Истратов отметил, что оба они основаны на коммерческих соображениях. "Речь идет о соглашении между хозяйствующими субъектами. Конечно же, можно предусмотреть политические гарантии долгосрочности контракта. Но в любом случае последнее слово за продавцом, в этом случае за Азербайджаном", - сказал посол России в Азербайджане.
Россия снимет свои предложения по совместному использованию радиолокационной станции в Габале в случае развертывания американской ПРО в Европе. Об этом заявил заместитель начальника Главного управления международного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. По его словам, предложения по Габале - не дополнение к планам США, а альтернатива. "Если американцы создадут третий позиционный район в Европе, мы снимем свои предложения по Габале, - сказал он. - В случае развертывания РЛС в Чехии и десяти противоракет шахтного базирования в Польше наши силы в систему американской безопасности на юге Европы интегрированы не будут". Генерал не исключил, что США могут разместить радары противоракетной обороны в Кавказском регионе. При этом, по его словам, Грузия, как площадка для такого радара, имеет неблагоприятные ландшафтно-географические условия. Размещенный там радар не сможет следить за территорией Ирана. "Азербайджан в этом отношении - идеальное место для такого радара", - сказал генерал. Однако он выразил сомнение, что Азербайджан пойдет на строительство американской РЛС на своей территории, учитывая, что в Иране проживают около 25 млн. азербайджанцев.