ARTUR AGHAJANYAN: 22 авг. 2008 г.
<a href="http://arturaghajanyan.blogspot.com">ARTUR AGHAJANYAN</a>

Люди.
Страны.
События.
Комментарии.

Реклама

пятница, 22 августа 2008 г.

Министр Грузии: Цхинвали бомбили не мы, а русские






22 августа 2008, 12:35Фото: ИТАР-ТАСС
В интервью украинскому агентству «УНИАН» государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что «Цхинвали бомбили русские». В тоже время Якобашвили утверждает, что Грузия «бомбила окрестные высоты, используя в том числе авиацию и «Град», но не населенные пункты.
На вопрос УНИАН «Скажите, когда принималось решение об атаке Цхинвальского региона, Грузия советовалось с НАТО, США?», госминистр Грузии Темур Якобашвили заявил, что «решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колона российской военной техники начала входить в Южную Осетию».
«Рассказы о том, что мы из установок «Град» нанесли удар по Цхинвали – вранье. Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя в том числе авиацию и «Град». Подчеркиваю, не населенные пункты», - заявил Якобашвили.
Отметим, что утверждения грузинского министра абсолютно противоречат сообщениям всех, в том числе западных информационных агенств о последовательности событий в Южной Осетии 7 и 8 августа.
В интервью грузинский министр также сообщил, что «действия Южной Осетии и Абхазии напрямую управляются из Москвы через своих генералов и подставных лиц. Это не баскский сепаратизм или сепаратизм ирландцев – это просто шантрапа с хорошо известным криминальным прошлым, которую финансирует Россия».
На вопрос «Вам не кажется, что после того, что случилась в Южной Осетии, Грузия навсегда потеряла эти регионы?» Якобашвили ответил, что «Я в этом очень сильно сомневаюсь. Возникает естественный вопрос: в пользу кого мы их потеряли? России? Оккупантов? Мы никогда не смиримся с оккупацией! Об этом не может быть и речи».
По словам Якобашвили, в дальнейших планах Грузии значится проведение на территории Абхазии и Южной Осетии «свободных выборов».
«Мы будем разговаривать через международные организации с русскими, чтобы они убрали свои войска. Когда они уйдут со своими криминальными ставленниками, тогда в Абхазии и Южной Осетии под эгидой ОБСЕ будут проводиться демократические выборы. Абхазы и осетины изберут своих лидеров, и с ними мы будем вести переговоры, - рассказал Якобашвили. – Подчеркиваю, Россия должна вывести все свои войска, в том числе из Южной Осетии и Абхазии. После возвращения всех беженцев можно проводить выборы».
Касаясь темы вступления в НАТО грузинский министр выразил надежду, что Грузию «без проблем» примут в Северо-Атлантический альянс.
«Почему Вы думаете, что нас не примут? Напомню, была такая же история с Прибалтийскими странами, когда, они, не решив территориальные проблемы с Россией, вступили в НАТО. Эти страны продемонстрировали, что сделали все, чтобы решить проблему с Россией, но русские просто не хотели подписывать договора. Их приняли в НАТО без проблем!», - заявил Якобашвили.

Грузия готовит реванш


По данным представителей Генштаба ВС России, Грузия готовится к новым вооруженным акциям


22 августа 2008, 16:23Фото: ReutersТекст: Антон Васецкий
Ситуация на границе Южной Осетии по-прежнему далека от стабильной и вероятность новых боевых акций в этом регионе остается высокой. По данным Генштаба ВС России, грузинские власти восстанавливают боеспособность военных подразделений и ведут разведывательные действия. Ввиду того, что эта активность совпала с вводом в Черное море военных кораблей НАТО, российская сторона высказывает обеспокоенность по поводу дальнейшего развития действий.
В ближайшие дни ситуация в зоне осетино-грузинского конфликта опять может накалиться. Соответствующее заявление было сделано заместителем начальника Генерального штаба вооруженных сил России генерал-полковником Анатолием Ноговицыным. По его данным, власти Грузии готовят новые вооруженные акции.
«Теперь, когда конфликт исчерпан, в Черное море идут военные корабли НАТО. С какой целью? Для чего это?» «На югоосетинском направлении грузинские подразделения сосредотачиваются в центральной части республики и восстанавливают боеспособность. Отмечается проведение разведывательных мероприятий, подготовка вооруженных акций в зоне грузино-осетинского конфликта», - подчеркнул Анатолий Ноговицын, добавив, что обстановка на границе непризнанной республики далека от стабильной.
В качестве иллюстрации он привел инцидент с двумя жителями Цхинвали, которые были захвачены грузинским спецназом 18 августа и представлены как российские осведомители.
«Глава министерства внутренних дел Грузии дал срочное распоряжение допросить задержанных с применением мер физического воздействия с тем, чтобы получить информацию о хозяевах, другими словами, о российской стороне, и о тех задачах, которые перед ними ставились, а по окончании допроса – ликвидировать их. По другим направлениям мы отслеживаем аналогичные акции, и это говорит о том, что до нормального миротворческого процесса на этом направлении еще очень далеко», - рассказал генерал-полковник.
По мнению заместителя начальника Генштаба, в происходящем нет ничего удивительного: на протяжении последних лет Грузия методично развивала вооружения и прямо шла к открытому военному конфликту, что напрямую связано с личностью Михаила Саакашвили.
«За период нахождения Саакашвили у власти происходило плановое и целенаправленное повышение военного потенциала Грузии. Военные расходы выросли в пять раз и достигли 8,5% ВВП. Был сделан акцент на наращивание именно наступательных вооружений, доля которых достигла 40%. За период с 2005 по 2008 год количество танков у Грузии выросло в три раза, БМП – в полтора раза, артиллерии и вертолетов – в три раза, самолетов – на 30%. Любое государство не может долго пребывать в состоянии милитаристской готовности – или нужна война, или настроенная на военный лад экономика на выдержит», - высказался по этому поводу Ноговицын.
В связи с этим российская сторона не намерена сокращать свой миротворческий контингент и не собирается вести консультации с руководством Грузии по поводу размера буферных зон в Абхазии и Южной Осетии. В данный момент в зоне грузино-абхазского конфликта находятся 2142 российских миротворца. Они приступили ко второму этапу размещения наблюдательных постов в зоне грузино-абхазского конфликта. Часть из них выполняет задачи по обеспечению безопасности в Зугдиди.
«С целью недопущения проникновения групп мародеров и транспортировки неучтенного оружия и боеприпасов по административной границе Грузии и Южной Осетии началось выставление дополнительных миротворческих наблюдательных постов. В общей сложности предполагается выставить 18 постов на абхазском направлении, также как и на югоосетинском, в том числе по северному берегу реки Ингури», - уточнил генерал-полковник.
Вместе с тем продолжает обеспечивать безопасность в регионе и Черноморский флот. По словам Анатолия Ноговицына, российские военные суда полностью контролируют Черное море, и никакие внешние угрозы пока не прогнозируются. В настоящее время они следят за кораблями Германии и Испании, которые движутся к Грузии.
«У России вызывает удивление, что функции доставки гуманитарных грузов выполняют фрегаты и другие военные корабли. Теперь, когда конфликт исчерпан, в Черное море идут военные корабли НАТО. С какой целью? Для чего это? Мы соответствующие вопросы, конечно, задаем нашим партнерам. Но, честно говоря, позиция российской стороны в том, что необходимость в этом и полезность этого мероприятия весьма сомнительны», - отметил представитель Генштаба.
Также он подтвердил временное замораживание Россией военных контактов с НАТО.
«Да, такое решение имеется. Мы действительно воздерживаемся от принятия участия - это вынужденный ответный шаг. Но не мы все это инспирировали», - резюмировал Анатолий Ноговицын.

От Косово до Южной Осетии: в поисках прецедента


ЕРЕВАН, 20 августа. /Новости-Армения/. Когда Европа и США выступили в защиту независимости Косово, многие эксперты предупреждали о том, что влияние такого решения может дестабилизировать обстановку в Кавказском регионе. Союзники отреагировали заявлением о том, что случай с Косово является уникальным, и его не следует рассматривать как прецедент. В тот период такая позиция была истолкована как проявление невежества либо попытка выдать желаемое за действительное.

Спустя несколько месяцев после появления односторонней декларации независимости Косово, ее последствия изменили международную систему, бросили вызов региональной безопасности в Евразии и спровоцировали цепь событий, приведших к самой разрушительной войне на Кавказе со времен распада СССР. По мере продвижения от военной стадии грузино-российского конфликта к урегулированию проблемы относительно статуса двух непризнанных территорий - Южной Осетии и Абхазии - балканский опыт будет в одинаковой степени доминировать над умами осетин, абхазцев и грузин и осложнять дальнейшие отношения между Россией и Западом.

Аналогии

Трудно объяснить жителям Южной Осетии, ставшим объектом очередного нападения грузинской армии, почему они не заслуживают независимости подобно косовским албанцам. Не заметить множества аналогий между Косово и Южной Осетией может только слепой. Прежде всего, мы говорим о том, что права осетин нарушались неоднократно, включая попытки использовать грубую и ничем не сдерживаемую силу, что привело к жертвам среди мирных жителей и массовой миграции населения.
В 1994 и 2004 годах Грузия применила военную силу против жителей Южной Осетии, вынудив их спасаться бегством. В период правления первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа свыше 80 000 осетин были изгнаны из страны. Большинство из них проживали за пределами Южной Осетии, в городах Боржоми, Тбилиси либо в Кахетии – спустя 15 лет многие из них все еще живут в лагерях беженцев в Южной Осетии.

Два года назад под давлением Совета Европы Грузия приняла закон об имущественной реституции и компенсации лицам, пострадавшим на территории Грузии в результате конфликта в бывшей Югоосетинской автономной области – однако ни одного лари (денежная единица Грузии) не было выделено в рамках закона для возвращения имущества пострадавшим. И вот Грузия снова использовала войска, что привело к сотням раненых и убитых среди мирного осетинского населения, большей части которых пришлось бежать из Южной Осетии в Россию. Эти события явно подытоживают непрекращающуюся дискриминацию и незаконные насильственные действия со стороны Грузии по отношению к представителям своей же этнической группы. Их конечная цель - изгнание большинства осетинского населения из Грузии и Южной Осетии, в результате которого они будут вынуждены переселиться в Россию.

Кроме того, мы имеем дело с ситуацией внутри Южной Осетии, где Грузия в течение более 15 лет не имела контроля над территорией и ее населением - фактически со времен распада СССР. Население, проживающее в зоне конфликта, прошло через экономические трудности: Южной Осетии пришлось прибегнуть к помощи России, чтобы поддержать свою экономику и осуществлять выплату пенсий и заработных плат. Правительство Грузии вкладывало деньги в развитие экономических проектов на тех территориях Южной Осетии, где проживают грузины, – однако оно не выделило никаких средств на осуществление программ на благо проживающих на ее территории осетин.

В Южной Осетии имеют место развивающиеся формы самоуправления, такие как проведение выборов, обеспечение законности и порядка, предоставление услуг коммунального хозяйства. Хотя опыт Южной Осетии далеко не идеален, и выборы здесь сопровождались заявлениями об оказываемом давлении, подтасовке голосов и неучастии со стороны грузинского населения республики, все же в целом их проведение было поддержано осетинским населением.

Несмотря на планы Грузии по мирному урегулированию конфликта, в конституции этой страны нет условий, позволяющих Южной Осетии получить независимый статус на территории Грузии, который бы обеспечивал ей возможность осуществлять контроль над свой территорией и обеспечивать особые отношения с осетинами, многие из которых насильно вытеснены из Грузии, через границы с Северной Осетией. Жители Южной Осетии уже дважды высказывались на референдумах за независимость своей республики.

И, наконец, мировому сообществу не удалось достичь сколько-нибудь существенного прогресса в обеспечении мира и согласия между правительством Грузии и де-факто правительством Южной Осетии. В настоящий момент власти Южной Осетии – равно как и осетинские влиятельные лица и сообщества – остаются непризнанными Грузией.


В этом отношении опыт Южной Осетии похож на опыт Косово, а бедственное положение осетин, проживающих в республике, является таким же безвыходным и требующим безотлагательного решения, как и положение косовских албанцев. И все же, в отличие от Косово, их голос не был услышан мировым сообществом. В чем причина и как могла бы измениться ситуация сейчас, после того как нынешняя война на Кавказе привлекла внимание гораздо большее, нежели все предшествующие проявления грузино-осетинского конфликта?

Различия

Трагедия, обрушившаяся на Осетию, посеяла надежду на быстрейшее признание международным сообществом насильственных действий Грузии, которые рассматриваются осетинами как этническая чистка и даже геноцид, - либо как минимум на явное их осуждение. Однако эти ожидания вряд ли оправдаются. В последние два дня лидеры Германии и США явно подтвердили свою поддержку территориальной целостности Грузии – это означает, что они не рассматривают конфликт как причину, достаточную для рассмотрения проблемы статуса Южной Осетии вне пределов Грузии.

Раньше случаи вооруженных конфликтов, затрагивающих этнические территории, – такие, например, как Восточный Тимор или Косово – служили толчком к узакониванию выхода этих территорий из состава государств или же к их к незамедлительному признанию. В случае с Южной Осетией подобный толчок остался в тени неспособности Совета Безопасности ООН принять резолюцию, осуждающую действия Грузии, а также несоразмерно массированные военные действия России на территории Грузии, которые сместили международный фокус с грузино-югоосетинского конфликта к конфликту российско-грузинскому.

В глазах мирового сообщества, к тому же, существует еще ряд существенных различий между Косово и Южной Осетией. Во-первых, если Южная Осетия действительно намеревалась получить международную поддержку, ей следовало показать свою способность к взаимодействию с остальным миром, умение разговаривать на его языке и находить контакт с теми представителями международного сообщества, которые проявляют заботу о правах человека и малых народах. Пока, однако, ее в основном воспринимают как “русскую марионетку”, инструмент воздействия на Грузию. К сожалению, вторжение России в Грузию и заявления Южной Осетии, выражающие отказ в размещении международных наблюдателей, будет только укреплять этот имидж.

Осетинская проблема не рассматривается больше как конфликт между Грузией и Южной Осетии либо как конфликт этнических прав или прав человека, подобно тому, как Запад представляет конфликт в Косово. Он стал частью большого русско-грузинского конфликта. В этом контексте судьба Южной Осетии будет решена не на основании гуманитарных или международных законов, но на основании геополитических реалий новых отношений России и Запада. А в них любое признание Европой и Штатами проблем Южной Осетии будет восприниматься как уступка России, как оправдание ее военного вторжения в Грузию и признание претензий на установление сфер влияния вблизи своих границ.

Наконец, нет ясного процесса проведения будущих переговоров по вопросу статуса Южной Осетии. Московское соглашение, которое положило основу создания Объединенной Контрольной Комиссии, было нарушено действиями грузинских войск в Южной Осетии. Далее, судя по всему, оно будет подрываться отказом последней допускать присутствие грузинских войск на своей территории в составе трехсторонних миротворческих сил. Новое соглашение, заменяющее Московский договор, еще только должно быть разработано, а состоящий из шести пунктов план мирного урегулирования, подписанный Грузией и Россией при посредничестве президента Франции Николя Саркози, не обеспечивает каких-либо ясных механизмов для новых переговоров.

Ясно, что такой механизм не избежит еще большего воздействия со стороны международного сообщества, особенно со стороны Европейского союза, который играет большую роль в том, чтобы завершить конфликт. ЕС, в отличие от США, принимает более тонкий и сбалансированный подход к проблеме. Хотя осетины и русские, возможно, рассматривают возросшую интернационализацию мирного процесса как угрозу своим интересам и, вероятно, как выгоду для Тбилиси, в конечно счете они не смогут избежать большего взаимодействия с международным сообществом, если надеются на какое-либо изменение статуса Южной Осетии.

Изменение статуса Косово было вызвано растущим международным пониманием того, что поддержание статус-кво, объединяющего аспект международного урегулирования, де-факто независимость и де-юре власти Сербии, больше не работает и влечет за собой «потерю лица» Западом. В Южной Осетии и Абхазии международное сообщество не только полагает, что оно может продолжать настаивать на территориальной целостности Грузии, не имея реальной ответственности за последствия такого решения, но и рассматривает любое потенциальное изменение статуса как серьезную ответственность для Европы и США.

Теперь очередь Москвы подтвердить, что Южная Осетия и Абхазия могут обрести новый статус, не создавая при этом прецедент, на основании которого Россия могла бы осуществлять военное вмешательство в поддержку «пророссийских» сообществ в других соседних государствах. -0-

Оксана Антоненко, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS), Лондон

Уголовное дело против экс-заместителя генпрокурора Армении Джангиряна направлено в суд


ЕРЕВАН, 22 августа. /Новости-Армения/. Специальная следственная служба (ССС) Армении завершила предварительное следствие по уголовному делу против бывшего заместителя генпрокурора Армении Гагика Джангиряна, обвиняемого в сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов.

Гагик Джангирян, присоединившийся к армянской оппозиции после президентских выборов, находится под арестом с 24 февраля 2008 года. «Джангирян обвиняется по части 1 статье 316 Уголовного кодекса Армении (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза его применения в отношении представителя власти при исполнении своих служебных обязанностей)», - сообщили в пятницу агентству «Новости-Армения» в пресс-службе ССС.

По сообщению пресс-службы, 22 августа уголовное дело с обвинительным заключением направлено в Суд общей юрисдикции ереванских общин Центр и Норк-Мараш для рассмотрения по существу.

Джангирян был освобожден от должности заместителя генерального прокурора и лишен степени государственного советника юстиции первого класса республики указом президента Армении 22 февраля, поскольку нарушил предусмотренный законом "О прокуратуре" запрет прокурорам заниматься политикой и заявил о поддержке одного из лидеров оппозиции, экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна.

Армянская оппозиция с 20 февраля проводила в Ереване митинги протеста, выражая недовольство итогами президентских выборов, на которых победил Серж Саргсян. Акции 1 марта вылились в столкновения митингующих с представителями правопорядка, в результате погибли десять и ранены 265 человек.

Спецследственная служба возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков, направленных на насильственный захват власти и нарушение конституционного строя.

Новости от ArmNews.Eu

НОВОСТИ АРМЕНИИ от А1 +

Sputnik Армения

Новости Армении от PanARMENIAN.Net

Панорама | Новости Армении

Яндекс.Новости: Армения - Главные новости

Яндекс.Новости: Швеция - Главные новости

BBC Russian.com | Главная

Новости