Основную часть населения непризнанной республики составляют этнические осетины, разговаривающее на языке, родственном фарси, грузины составляют около трети жителей Южной Осетии.
Тбилиси занимает имперскую и жесткую позицию и заявляет, что компромисса в вопросе, относительно вхождения Южной Осетии в состав Грузии быть не может.
На протяжении всей совместной истории осетинский народ подвергался гонениям и преследованиям со стороны грузинских властей. Грузинскими властями неоднократно предпринимались попытки решения осетинского вопроса силовым методом, но получали достойный отпор.
Власти Грузии не признают сепаратистских настроений и в прошлом они избегали использования названия Южная Осетия, которое подразумевает связь с североосетинским регионом и, таким образом, может грозить территориальной целостности грузинского государства.
Внутри Грузии Южную Осетию, располагающуюся в области под названием Шида-Картли, чаще всего именуют старинным названием Самачабло или Цхинвальским регионом.
Название Северная Осетия грузинская сторона считает вводящим в заблуждение, по мнению руководства Грузии, этот российский регион стоило бы называть просто Осетией.
Отношения с Россией
Считается, что осетины являются потомками племен, которые пришли на Кавказе, на сотни лет раньше грузин и расселились на территории нынешней Южной и Северной Осетии.
Таким образом, осетины показали себя преданными сторонниками России, а позднее и Советского Союза, когда они примкнули к большевикам при присоединении Грузии в 1920-х годах.
Позднее, внутри Грузинской ССР решением Сталина была образована Юго-Осетинская автономная область, а внутри России появилась Северная Осетия.
Развитие конфликта
На закате существования Советского Союза, когда популярность в Грузии начал набирать Звиад Гамсахурдия, в Южной Осетии стали подниматься сепаратистские настроения. После столкновений между грузинами и осетинами в Цхинвали в конце 1989 в этот район были введены советские войска.
Распад СССР и обретение Грузией независимости в 1991 году не притупило желание осетинского народа и руководства Южной Осетии на отделение. Стычки между грузинскими и южноосетинскими силами длились до 1992 года, когда было подписано соглашение о введении в регион миротворческих сил в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. К этому моменту уже сотни людей погибли в вооруженных столкновениях.
Далее последовал период политической неопределенности. Впрочем, при президентстве Эдуарда Шеварднадзе сепаратистские настроения - вместе с хаосом, царившим в Южной Осетии, пошли на спад. Однако все это вернулось, когда бразды правления Грузией перешли к Михаилу Саакашвили.
| ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ Столица: Цхинвали Население: около 70 тыс. человек Языки: осетинский, грузинский, русский Основная религия: христианство Валюта: рубли |
На непризнанном референдуме 2006 года подавляющее большинство жителей Южной Осетии высказались за возврат к требованиям об отделении от Грузии. Результаты проводившегося в то же самое время голосования среди грузинского населения оказались прямо противоположными. В таких условиях достижение согласия представлялось крайне отдаленным.
Все последние годы напряженность в отношениях между Тбилиси и Цхинвали в последнее время не ослабевала, и конфронтация периодически обострялась.
В Южной Осетии размещены российские миротворческие силы, которые вызывают возражения Грузии - парламентарии страны призывали к замене российских миротворцев международным контингентом.
Москва и Цхинвали поддерживают тесные контакты. К глубокому разочарованию Тбилиси большинство жителей Южной Осетии получили российские паспорта, а рубль очень активно используется во внутренней торговле.
Президент
Эдуард Кокойты, являющийся гражданином России, возглавил Южную Осетию по итогам непризнанных президентских выборов 2001 года и был переизбран в качестве президента в 2006 году.
Кокойты отзывается о России как о главном гаранте стабильности на Кавказе и поддерживает крепкие связи с властями Абхазии, исповедующими схожий подход.
Он выступал с предостережениями в адрес Саакашвили относительно агрессивных действий грузинской стороны и настаивает на том, что народ Южной Осетии не считает себя частью Грузии.